тема урока: «Волшебная красочность музыкальных сказок»
Цель урока: Понять роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Щелкунчик», Римский – Корсаков «Садко»
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель: Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные — все богатстве волшебного мира получило свое музыкальное выражение. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил свое выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
3. Изучение нового материала.
Учитель: Один из примеров сказочной музыки — «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла.
Композитор воспроизводит не просто веселую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве. Он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов — золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых.
4. Слушание и анализ «Пляска златоперых и сереброчешуйчатых рыбок».
Учитель: Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую мелодию танцевала Маша в «Щелкунчике». Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала — елки, новогодних игрушек, снежинок за окном.
П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке — и она сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.
Но ведь даже и на сказочном празднике все происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится теплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.
5. Просмотр отрывка мультфильма «Щелкунчик»
6. Слушание и анализ мелодии танца Маши из «Щелкунчика».
7. Повторение песни «Весна России» (муз. А. Ермолов., сл. Гулевская).
8. Итог урока.
Учитель: Что кроме новогоднего волшебства звучит в музыке Чайковского?
9. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любимой музыкальной сказке.
|