| «Странный, причудливый»
Именно так переводится с итальянского слово «барокко». ХVII век подарил европейскому искусству два больших стиля: барокко и классицизм. Рождение стиля барокко связано с изменением мировоззрения и мироощущения человека конца ХVI – ХVII века, которое, в свою очередь, является следствием перемен в экономике, науке. На смену уверенности в безграничных способностях человека приходит понимание, что человек всего лишь «мыслящий тростник», а Вселенная, в которой он теперь ощущает себя песчинкой, на самом деле безгранична.
Очень ярко это мироощущение выразил в поэтической форме выдающийся английский поэт, мыслитель, учёный, философ Джон Донн:
Все новые философы в сомненье.
Эфир отвергли — нет воспламененья,
Исчезло Солнце, и Земля пропала,
А как найти их — знания не стало.
Все признают, что мир наш на исходе,
Коль ищут меж планет, в небесном своде
Познаний новых… Но едва свершится
Открытье — все на атомы крушится.
Все — из частиц, а целого не стало,
Лукавство меж людьми возобладало,
Распались связи, преданы забвенью
Отец и сын, власть и повиновенье.
И каждый думает: «Я — Феникс-птица»,
От всех других желая отвратиться…
В мировой истории XVII и XVIII века называются Новым временем — периодом, существенно изменившим мировосприятие человека, раздвинувшим горизонты научного и эстетического познания, отмеченным значительными переменами почти во всех сферах жизни.
Именно в этот период происходит становление национального самосознания народов, определяются границы государств и новые формы их существования. На смену средневековым королевствам приходят государства с абсолютной монархией, складывается новое отношение государств и их граждан к религии и церкви, происходит отделение искусства от ремесла. Впервые искусство формирует новые идеалы, освобождается от устоявшихся религиозных представлений, становится независимым средством познания и образного воплощения общественных закономерностей, важнейшим средством воспитания моральных качеств человека. Ценнейшими в наследии Нового времени являются научно выработанные представления о мире и месте человека в нём.
В этот важнейший период развития художественной культуры искусство отличается огромным стилевым разнообразием.
Одна из характерных особенностей развития художественной культуры этого периода — активное взаимодействие разных видов искусства в едином ансамбле. В таком синтезе возникали и складывались национальные художественные школы. Именно с этого времени намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Этот период справедливо ассоциируется с эпохой великих мастеров пластических искусств, расцветом музыкальной культуры и «золотым веком» литературы и театра.
XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории искусства. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, отмечал российский искусствовед А. А. Аникст, «исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».
Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
А. Грифиус (Перевод Л. В. Гинзбурга)
Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.
Изобретение микроскопа (А. ван Левенгук, 1673) и телескопа (Г. Галилей, 1610) позволило заглянуть в головокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие... Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданными метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он измерял не годами, месяцами и днями, а часами, минутами и даже секундами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости временно́го потока рождал в душах людей мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.
Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жизни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнениями и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:
Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,
Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?..
Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,
Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,
Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,
Он даже и не то, что именуют Богом,
Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,
О чём из всех из нас не ведает никто.
А. Силезиус (Перевод Л. В. Гинзбурга)
В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё отчётливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, обращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичеством и страданиями. Реальная жизнь воспринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)
Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.
| |