Позиции рук изучаются на середине зала с самых первых уроков.
Предварительно
следует усвоить положение кисти руки: кончик 1-ого пальца прикасается
ко 2-ой фаланге 3-его пальца, остальные и свободно сгруппированы. Это
требуется только при первоначальной постановке, пока движения учащегося
еще не подчинены его воле и пальцы бывают напряжены. В дальнейшем кисть
получает немного свободы: сохраняется округлость пальцев, но 1-ый палец
не соприкасается с 3-им, а лишь двигается к нему.
В классическом танце ленинградской школы приняты три позиции рук (рисунок «Позиции рук»).
Они изучаются при естественном положении
ног: пятки ставятся вместе, носки разводятся немного врозь. Корпус
подтянут, плечи опущены и раскрыты. Положение головы en face.
Подготовительное положение позиции рук
Руки слегка свободно опущены книзу,
округлены в и локтях и расположены перед корпусом, образуя овал. Пальцы
сгруппированы, как указано выше. Кисти почти соприкасаются.
Первая позиция рук
Руки, сохраняя округлость, поднимаются
на высоту диафрагмы. Во время движения их следует поддерживать в 2-ух
опорных точках — в локтях и пальцах — на одном уровне.
Перед тем, как приступить к изучению
наиболее трудной второй позиции, следует освоить третью позицию. По
своему построению она аналогична первой позиции.
Третья позиция рук
Руки из подготовительного положения
поднимаются в первую позицию. Сохраняя округлость, они Поднимаются
наверх, как бы заключая голову в овальную рамку. Склонность учащиеся
отводить руки назад должна быть предупреждена.
Упражнение
Руки поднимаются из подготовительного
положения в 1-вую позицию, отсюда, продолжая движение, поднимаются в
3-ью позицию, из третьей позиции возвращаются в первую и из первой
опускаются в первое подготовительное положение. Упражнение исполняется и
одной рукой, которая движется точь-в-точь против середки корпуса,
другая рука сохраняет подготовительное положение.
Движение рук здесь и в последующих
упражнениях должно быть плавным. Руки сохраняют первоначальную
округлость и движутся самостоятельно, независимо от корпуса.
Стиль музыкального сопровождения очень
плавный, размер четыре четверти и три четверти. Упражнение исполняют
равномерно па четыре такта.
Лишь после того как усвоены первая и третья позиции, можно приступить к изучению второй позиции.
Вторая позиция рук
Руки из первоначального
подготовительного положения приподнимаются в 1-вую позицию. Сохраняя
округлость, они постепенно раскрываются в стороны, начиная движение от
самих пальцев. При этом они поддерживаются в двух опорных точках — в и
локтях — на одном уровне. В конце движения руки находятся чуть впереди
корпуса, с продолжением в линию раскрытых и опущенных плеч. Склонность
учащихся отводить руки назад должна быть предупреждена.
Упражнение
Руки, раскрытые на вторую позицию, снова
соединяются в первой и опускаются в первоначальное подготовительное
положение. Упражнение исполняется плавно, без акцентов.
Музыкальный размер четыре четверти и три четверти.
Первый такт — руки приподнимаются в 1-ую позицию.
Второй такт — раскрываются во вторую позицию.
Третий такт — возвращаются в первую позицию.
Четвертый такт — опускаются в начальное подготовительное положение.
Когда вторая позиция усвоена, руки опускаются непосредственно в подготовительное положение.
Упражнение
Руки, раскрытые во второй позиции,
поворачиваются ладонями книзу и, слегка смягчаясь в локтях, опускаются в
начальное подготовительное положение, сдерживая движение в пальцах.
Музыкальный размер в упражнении четыре четверти и три четверти.
Первый такт — руки приподнимаются в 1-ую позицию.
Второй такт — раскрываются во вторую позицию.
Третий такт — сохраняют принятое положение второй позиции.
Четвертый такт — опускаются в начальное подготовительное положение.
Следующее упражнение является более сложным.
Упражнение
Руки, поднятые в третью позиций, сохраняя округлость, раскрываются на 2-ую позицию,
начиная своё движение от самих пальцев, после чего опускаются
непосредственно в подготовительное положение. Музыкальный размер четыре
четверти, три четверти и шесть восьмых.
Примечание. При
исполнении указанных упражнений руки во время движения должны быть
свободны, совсем не напряжены в и локтях. Плечи в движении не
участвуют, их сохраняют и раскрытыми.
Усвоив 3-и позиции рук, изучают каким должно быть положение рук во время экзерсиса у палки, и удерживаясь за палку только одной рукой.
Стоять у палки необходимо на расстоянии
свободно и согнутой в области локтя руки, уложив кисть на палку, но ни в
коем случае не обхватывая её, немного впереди своего корпуса. Свободная
от палки рука принимает начальное подготовительное положение, ваши ноги
встают в требуемую позицию, а голова поворачивается от самой палки.
Таким образом исполняют у палки все
предыдущие упражнения, причем теперь в них включаются и движения головы.
Когда рука правая поднимается в 1-ую позицию, головка немного
наклоняется к плечу левому, взгляд направлен на кисть руки. Когда рука
раскрывается во 2-ую позицию, голова, приподнимаясь, поворачивается
вправо, взгляд направляется за кистью руки. Как только рука опускается в
начальное подготовительное положение, то голова остается в
правостороннем повороте. Если через 1-ую позицию рука приподнимается в
3-ью позицию, голова, поворачиваясь вправо, слегка приподнимается,
взгляд следует за кистью руки. Если раскрывается рука на 2-ую позицию,
голова поворачивается вправо. Движения головы очень свободны, шея не
грамма ненапряженна (рисунок «Подготовительное движение рук»).
Надо внимательно следить за ровностью
раскрытых и опущенных плеч. Рука, которая исполняет упражнение, движется
точь-в-точь против середины корпуса танцора; рука, которая лежит на
палке, не изменяет своего первоначального принятого положения.
В дальнейшем тем же упражнениям
придается художественная окраска. Руки начинают за тактом движение от
самих пальцев, немного разгибаются в области локтя, приоткрываясь из
начального подготовительного положения в стороны. Голова в момент
поворота слегка принаклоняется, взгляд следует за кистью танцующего.
Снова закрываясь в начальное подготовительное положение, руки танцора
переходят к выполнению заданного упражнения.
Движение за тактом сначала включается в экзерсис у палки, а по усвоении исполняется на середине класса.
|